СПК Антитеррор
Подробнее
Вопросы кадрового обеспечения в сфере антитеррористической защищенности объектов были рассмотрены в МТПП
28 марта 2025 года в Московской торгово-промышленной палате под организацией Гильдии негосударственных структур безопасности проведен круглый стол на тему: «Аудит безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Участники обсудили интеграцию ресурсов государства и бизнеса для усиления безопасности на объектах массового пребывания граждан: транспортных узлах, стадионах, торговых центрах, культурных и образовательных учреждениях.
Ключевыми темами стали внедрение цифровых технологий (искусственный интеллект, Big Data), модернизация инфраструктуры, подготовка кадров и совершенствование нормативной базы.
«Государственно-частное партнерство – это не просто сотрудничество, а стратегический симбиоз, – подчеркнул в своём выступлении председатель гильдии НСБ при МТПП Дмитрий Галочкин, – государство обеспечивает системный подход и стандарты, бизнес – оперативность и инновации. Вместе мы сможем перейти от реагирования на угрозы к их предотвращению, создав многоуровневую защиту для каждого общественного пространства».
Михаил Соколов, генеральный директор ООО «Центр комплексной безопасности «Сфера» презентовал матрицу запроса услуг обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Виктория Панкратова, секретарь СПК Антитеррор, генеральный директор ООО «Центр образовательных услуг «Лидер», рассказала о проблемных вопросах кадрового обеспечения сферы антитеррористической защищенности.
«Специалист организации – это основной ресурс организации, с помощью которого достигаются задачи и цели, в том числе организационные, инженерно-технические, правовые и иные по обеспечению антитеррористической защищенности организации. И эффективность работы сотрудника, в частности, сотрудника службы безопасности, зависит от удовлетворённости условиями труда. Поэтому, руководитель любой организации, руководитель службы безопасности, должны знать не только базовые основы трудового законодательства и соблюдать их, но и организовывать дополнительную профессиональную подготовку специалистов для получения либо новой квалификации, либо повышать квалификацию в рамках уже имеющейся», - подчеркнула Виктория Панкратова.
Были озвучены основные недостатки и факторы, влияющие на уровень безопасности объектов (территорий). Так, характерными недостатками явились:
- несоответствие конструктивных элементов требуемым классам защиты или их полное отсутствие;
- низкий уровень оснащенности техническими средствами охраны.
- низкое качество изготавливаемых паспортов безопасности, выражающееся в несоответствии установленным формам;
- подготовка паспортов безопасности с нарушением сроков согласования и актуализации.
Названы факторы, влияющие на наличие недостатков:
- ресурсные ограничения в виде недостаточного финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности;
- дефицит квалификационных кадров в данной сфере;
- высокая текучесть кадров (карьерный застой, не ясные перспективы, ограниченные возможности для прохождения дополнительной профессиональной подготовки).
Обращено внимание на наличие административной и уголовной ответственности за обеспечение АТЗ объекта (территории), которая возлагается на собственников (правообладателей) объектов, либо руководителей объектов (территорий), которые осуществляет непосредственное руководство деятельностью работников. Приведены статистические данные за 2024 год и акцентировано внимание на составление только должностными лицами Росгвардии более 6 880 протоколов об административной ответственности по статье 20.35 КоАП РФ.
«Эти цифры еще раз подтверждают необходимости акцентировать внимание на кадровую составляющую в сфере антитеррористической защищенности и квалификацию соответствующих специалистов», - продолжила Виктория Алексеевна.
С 1 сентября 2023 года вступил в силу приказ Минтруда России от 27 апреля 2023 года № 374н, утвердивший профессиональный стандарт «Специалист по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)». Появился новый вид профессиональной деятельности и новая профессия, соответственно и квалификационные характеристики для такого Специалиста определены.
Выделено две обобщенных трудовые функции, соответствующие квалификационным требования специалиста по обеспечению АТЗ:
- 6 уровень квалификации - специалист по управлению деятельностью по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
- 5 уровень квалификации - специалист по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Обязательность применения приказа Минтруда России № 374н, предписана для определённой категории организаций (предприятий, учреждений) в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
Несмотря на это, обозначено об игнорировании работодателями установленных минимальных квалификационных требований, прописанных в профессиональных стандартах, не является исключением и профессиональный стандарт «Специалист по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)».
В заключении выступления Викторией Алексеевной доведено, что для решения обозначенной проблематики, Советом по профессиональным квалификациям в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) было направлено обращение в Правительство Российской Федерации о повышении эффективности реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в части внесении изменений в Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013г. № 1244, предполагающих закрепление требования о наличии квалифицированных кадров, отвечающих за антитеррористическую защищенность объектов (территорий). Поступил ответ о поддержании позиции Совета и необходимости разработки проекта соответствующего нормативного правового акта с последующим его внесением в Правительство Российской Федерации.
Работа в данном направлении продолжается.