Подробнее


О развитии законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта (территории) в 2022 году

Развитие законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта (территории) в 2022 году, недостатки
в антитеррористической защищенности и факторы, влияющие на наличие недостатков

В настоящее время Правительством Российской Федерации издано порядка 50 актов, регламентирующих требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) различных сфер деятельности и мест массового пребывания людей.

Требованиями предусмотрено проведение ряда мероприятий по обеспечению безопасности на объектах, в число которых входит:

  • обследование и категорирование таких объектов в целях определения дифференцированных мер защиты;
  • обеспечение инженерно-технической укрепленности, в том числе оснащение таких объектов системами видеонаблюдения, оповещения, освещения, контроля управления доступом
    и технической охраной;
  • реализация организационно-практических мер (к примеру разработка планов эвакуации, документов, по пропускному
    и внутриобъектовому режиму, перечней предметов и веществ, запрещенных к проносу на территорию объекта);
  • осуществление взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам безопасности объекта;
  • разработка и обеспечение согласования паспорта безопасности.

С учетом практики правоприменения, а также меняющихся моделей угроз законодательство в области антитеррористической защищенности постоянно меняется.

В текущем году Правительством Российской Федерации издано постановление от 5 марта 2022 г. № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

Данное постановление издано на основании предложений федеральных органов исполнительной власти по выработке единых подходов при реализации требований к антитеррористической защищенности объектов образования, отдыха и оздоровления детей, культуры, здравоохранения, спорта торговли и размещения, подготовленных в соответствии с решением Национального антитеррористического комитета от 11 февраля 2020 года.

В частности, вышеназванным постановлением установлен единый подход к обеспечению антитеррористической защищенности названных объектов, учитывающий при выборе требований подведомственность правообладателей таких объектов конкретному федеральному органу исполнительной власти.
В отношении правообладателей, не подведомственных каким-либо федеральным органам исполнительной власти, предложено исходить из основного вида деятельности, осуществляемого
на указанных объектах.

Кроме того, при категорировании объектов образования, отдыха и оздоровления детей, культуры, здравоохранения, спорта, торговли и размещения в качестве основного прогнозного показателя определено количество людей, которые могут пострадать, поскольку действия террористов в отношении данных объектов направлены на создание опасности гибели людей.

Это позволило решить проблемный вопрос, связанный
с отсутствием основного прогнозного показателя, в соответствии
с которым при категорировании определяются возможные последствия совершения террористического акта, что создавало условия для необоснованного завышения категорий объектов и, как следствие, роста объемов финансирования мероприятий
по антитеррористической защищенности.

Так же постановлением определено, что в отношении объектов, которым уже присвоена категория или паспорта безопасности которых утверждены ранее, категорирование или переработка паспортов безопасности до наступления оснований для их актуализации проводится по решению правообладателей указанных объектов (территорий).

Реализация постановления на практике позволит правообладателям объектов, в том числе являющимся субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, сократить количество и сроки выполнения организационных мероприятий по обследованию, категорированию и паспортизации своих объектов, а также объемы финансирования данных мероприятий.

Необходимо отметить, что, несмотря на внесение вышеназванных изменений войсками национальной гвардии
в рамках реализации своих полномочий при участии в обеспечении антитеррористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей, продолжает фиксироваться ряд проблемных вопросов.

С момента формирования войск национальной гвардии
по настоящее время в рамках участия в данных мероприятиях представителями Росгвардии в составе межведомственных комиссий категорировано порядка 500 тыс. и паспортизировано более 450 тыс. мест массового пребывания людей и объектов (территорий) различных сфер деятельности и ведомственной принадлежности.

По результатам проведенных мероприятий установлено, что 295 тыс. таких мест и объектов не соответствовали предъявляемым требованиям.

Наиболее характерные нарушения, которые встречаются при обследовании и категорировании объектов различной ведомственной принадлежности:

  • не оборудование объектов системой видеонаблюдения, недостаточное количество установленных камер видеонаблюдения, система видеонаблюдения не обеспечивает архивирование и хранение в течение 1 (одного) месяца;
  • потенциально опасные участки и критические элементы объектов требуют дооснащения дополнительными камерами видеонаблюдения и ограждения;
  • недостаточность или неработоспособность систем оповещения и управления эвакуацией;
  • не обеспечивается охрана объектов работниками частных охранных организаций;
  • отсутствие приказов руководства организаций о назначении ответственного должностного лица за антитеррористическую защищенность на объекте;
  • недостаточное проведение мероприятий по обучению работников объекта действиям при возникновении угрозы совершения или при совершении террористического акта, в том числе способам защиты и действиям в условиях применения
    на объекте токсичных химикатов, отравляющих веществ
    и патогенных биологических агентов;
  • не организовано взаимодействие с территориальным органом безопасности, территориальным органом Росгвардии и МВД России по вопросам противодействия терроризму;
  • отсутствие в общедоступных местах наглядных пособий
    и информационных стендов по антитеррористической защищенности.

Характер недостатков свидетельствует не только о недостаточности финансирования мер по антитеррористической защищенности, но и напрямую указывает на некомпетентность руководителей и лиц, обеспечивающих антитеррористическую защищенность на объектах.

Низкий уровень знаний и умений таких лиц обусловлен, в том числе, отсутствием в требованиях положений, устанавливающих необходимость привлечения к мероприятиям по защищенности объектов, квалифицированных специалистов.

В сложившихся условиях работа, проводимая Советом
по разработке квалификационных требований к должностным лицам, ответственным за обеспечение антитеррористической защищенности на объектах позволит значительно повысить уровень их безопасности.

 

Аппарат СПК Антитеррор

Дата публикации: 2022-10-19 от Администратора