Подробнее


Трагедия в Казани. О чем стоит задуматься.

Трагедия в Казани. О чем стоит задуматься.

 

Утром, 11 мая в Казани произошла трагедия.

19-летний молодой человек зашел в здание гимназии № 175 с оружием в руках и открыл огонь. В результате стрельбы погибли семь учеников и два учителя, более 20 человек пострадали. 

Уже прошло семь дней, стрелявший Ильназ Галявиев признал свою вину и ждет суда, ему назначена психолого-психиатрическая экспертиза.

Не только Казань, но и вся Россия оправляется от шока… Ученики гимназии вернулись к занятиям, но в здании соседней школы.

На момент трагедии школа не была обеспечена квалифицированной охраной.

Трагедия заставила проанализировать действующие требования безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций, нормативную базу в области оборота оружия, в том числе порядок выдачи разрешения на оружие.

Трагедия обратила внимание не только на систему безопасности школ, недостаток финансирования, устаревшее законодательство и отсутствие поддержки по внедрению в общероссийскую практику профессиональных и национальных стандартов, но и на иные важные вопросы – на работу с детьми и молодежью, особенно в социальных сетях, на профессиональную подготовку педагогического состава и психологов, позволившую эффективно выявлять учеников, имеющих неразрешенные конфликты и проблемы.

Представители всех ветвей власти и профессиональное экспертное сообщество понимают, что проблема имеет комплексный характер, поэтому необходимо выработать пути минимизации вероятности повторения подобных событий, их недопущения в целом.

В настоящее время обеспечение безопасности объектов (в том числе образовательных организаций) осуществляется в соответствии с федеральными законами от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Требования к антитеррористической защищенности образовательных организаций, относящихся к Министерству просвещения Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006. Данными требованиями установлены категории опасности, согласно которым в своем большинстве должна быть обеспечена круглосуточная охрана таких организаций (ЧОП, вневедомственная охрана, ФГУП «Охрана» Росгвардии, ведомственная охрана).

Квалификационные требования к работнику по обеспечению охраны образовательных организаций утверждены единственным на настоящее время в сфере обеспечения безопасности профессиональным стандартом «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», утвержденным приказом Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н. Следует отметить, что данный профессиональный стандарт носит добровольный характер, не обязательный, и к большому сожалению всего профессионального сообщества, более чем за пять лет своего существования, профессиональный стандарт применяется только на территории г. Москвы.

Работники частных охранных предприятий за счет средств объединения работодателей на базе АНО ДПО «Учебный центр СБ «РОСТ» при поддержке и участии Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» под руководством С.В. Саминского, члена СПК Антитеррор, Председателя Комиссии по профессиональным квалификациям специалистов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) с массовым пребыванием людей, успешно проходят профессиональную подготовку на основании профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций».

Отрицательным фактором, блокирующими текущее развитие профквалификаций в области обеспечения охраны образовательных организаций, явилось бездействие по внедрению и реализации профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» и фактически саботирование его актуализации отдельными лицами из числа бывших представителей профессионального охранного сообщества в угоду своих личных коммерческих интересов.

Профессиональное охранное сообщество, входящее в состав СПК Антитеррор и представляющее подавляющее большинство представителей отрасли, в 2019 и 2020 годах консолидировано выразило необходимость и целесообразность актуализации профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», и разработке соответствующего комплекса образовательных программ повышения квалификации и современных оценочных средств. Решения закреплены протоколами заседания совета 26 сентября 2019 года и 21 декабря 2020 года.

В настоящее время в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям находится обращение СПК Антитерор от 20 ноября 2020 года о закреплении вида деятельности «обеспечение охраны образовательных организаций» за нашим профильным советом (Обращение СПК Антитеррор от 20.11.2020 (nspkrf.ru). Надеемся на скорейшее принятие положительного решения и активизации работы по развитию квалификаций в данной области профессиональной деятельности.

После случившейся трагедии в Казани, вопросы безопасности школ поднимались на различных уровнях.

12 мая Министр просвещения Сергей Кравцов на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства заявил, что в ближайшее время будут подготовлены Единые требования к безопасности во всех образовательных учреждениях.

Директор Росгвардии Виктор Золотов на этом же совещании высказал свои предложения по изменению законодательства в области оборота оружия.

Также после трагедии этого же дня состоялось заседание Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Главном управлении Росгвардии по г. Москве, при котором рассматривались вопросы выработки возможных мер, необходимых для усиления безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования.

На заседании, на наш взгляд, вынесены важные предложения, которые будут направлены для обсуждения в рамках работы АТК г. Москвы. Запротоколированы предложения, в том числе, обязать руководителей образовательных организаций:

установить входные двери на объект из пуленепробиваемых материалов;

оборудовать входные группы домофонами с функциями передачи аудио- и видео- сигналов на пост охраны;

организовать на каждом этаже помещения, которые оборудованы дверьми из пуленепробиваемых материалов и запирающимися устройствами изнутри для эвакуации лиц, находящихся на этаже, в случае захвата объекта вооруженными людьми и применения ими огнестрельного оружия;

усилить пропускной режим на период проведения образовательного процесса: закрыть все входные группы в здания, ориентировать работников охраны контролировать входные группы с помощью камер видеонаблюдения и запускать в здание детей при помощи домофона с функциями передачи аудио- и видео- сигналов на пост охраны, организовать допуск посетителей в здание образовательной организации только по предварительной записи;

при проведении конкурсных процедур на охрану образовательных организаций в критерии отбора поставщиков включать обязательные требования о прохождении работниками охраны профессиональной подготовки на основании профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», утвержденный приказом Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н;

исключить оказание охранных услуг на объектах образования частными охранными организациями, не обеспечивающими качественный подбор персонала и нарушающими требования ст.11.1 Закона РФ от 11 марта 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Вновь в связи с событиями в Казани стали подниматься вопросы о передаче охраны школ войскам национальной гвардии Российской Федерации. Согласно мониторингу рынка труда, непрерывно осуществляемого СПК Антитеррор, в общей сложности антитеррористической защищенности и охране подлежат около 105 тысяч объектов просвещения, высшего образования и науки, для чего требуется не менее 500 000 работников охраны.

На сколько подобные инициативы реализуемы – покажет время.

Очевидно одно, какие бы решения и меры не были приняты, полностью исключить возможность нападений и угроз не возможно, но уменьшить их вероятность и минимизировать риски, в том числе профессиональными  действиями квалифицированных работников в рамках обеспечения антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) – нам по силам….

Дата публикации: 2021-05-17 от Администратора